ИКОНА БОГОМАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» АЗОВСКАЯ — объект религиозного почитания с оригинальной (не характерной в русской иконографии) композицией.
   Появление иконы связано, с именем и судьбой царевны Софьи Алексеевны.
   В 1686 г. по возвращении "царского оберегателя", князя В.В. Голицына из первого Крымского похода, дьяк Фёдор Шакловитый заказал и преподнёс царевне Софье в похвалу ей, правительнице при братьях-царях Иоанне и Петре гравюру, вырезанную на меди "черкашенином" Леонтием Тарасевичем, с прориси (контурный рисунок), "назнаменованой" на большом листе "вещанием Даниила и Якова Ивановых, детей стрелецкого полковника Ивана Перекрестова". Прорись выполнена в жанре конклюзия (совмещение изображений и слов, симолико-метафорических композиций и текстов).
   Написанию иконы послужило явление Богородицы во время осады Азова и её заступничества за защитников. Свидетельства божественной помощи описаны в "Сказочной повести об Азове" А.С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике.
   По свидетельству, во время осады появилась с северной стороны великая туча, "...а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей". Сие явление заставило турок отступить от крепости. "И побежали воины Османской империи, топча друг друга, многие ослепли от страха и начали биться между собой."
   Центральное изображение — Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на лоне и с молитвенно воздетыми вверх руками в небесах, на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы Российского государства. По сторонам орла предстоят Святые: с одной стороны преподобный Антоний, а с другой — преподобный Феодосий, с поименованием: "пр. Антоний", "пр. Феодосий", рядом с ними двое Святых, но они не поименованы.
   Несколько ниже, с каждой стороны, изображены ветви лавра, символы мира, перевитые лентами с надписями на них, на левой — "Буди мир велий Твой", а на правой — "Воздежите руци ваши".
   В верхней части, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Святой Дух в виде голубя. От него исходят семь лучей, означающих семь даров: Премудрость, Разум, Совет, Крепость, Ведение, Благочестие, Страх Божий. По сторонам - херувимы и небес­ные покровители царей Петра и Иоанна - апостол Петр и Иоанн Предтеча.
   Внизу на земле, при "свидетельстве" небесных сил идет битва с врагами Руси, турками и татарами, аллегорически представленными в виде огнедыша­щих змия и льва. Слева всадник, по­ражающий копьем змия (иконография Чуда Георгия о змие). Образ всадника отождествлялся с князем В. В. Голицы­ным — фаворитом царевны Софьи.
   Справа царевичи Петр и Иоанн, в характере святых мучеников Бориса и Глеба, Иван Самойлович (гетман запорожского войска), еще небольшая группа пеших воинов в римских доспехах.
   Конь Петра попи­рает копытом льва, в кото­рого бьет сдвоенная молния из державы в лапе орла. Под изображениями всадников — земная гористая поверхность, на первом плане её видны части городов со шпилями и шатровыми крышами, над которыми надписи, с правой стороны внизу: "И ты Капернаум до небес возвысишися ниже до ада снидеши" — "князи кермен" (керчен), а с левой стороны: "паде град великий Вавилон", — "Азов".
   Все рисунки сопровож­даются многочисленными текстами, авторство которых приписывается Сильвестру Медведеву.
   До настоящего времени сохранились иконы Богоматери "Знамение" Азовская несколько иного написания. Исследователь истории иконы В. Борин писал: "... полагаю, что икона писана несколько позднее взятия Азова Шеиным при участии Петра I, т.е. после 1696 г.
   Рядом с Петром вместо Иоанна оказался царевич Алексей. Изображение Самойловича заменено на безымянного воина. В небесах Иоанна Предтечу сменил Алек­сей Человек божий. Всадник стал восприниматься без намека на Голицына, а в соответствии с изображениями на печатях и монетах как олицетворение верховной власти. Отсутствуют некоторые священные тексты.
   К изменениям привели следующие события.
   В сентябре 1689 г. Софью отстранили от власти, а позже постригли в Новоде­вичьем монастыре. В. В. Голицына отдали под суд и сослали. Исполнителей прориси и ее за­казчика казнили.
   В 1695 г. русские войска взяли Кизикермен.
   В 1696 г. - Азов. Скон­чался царь Иоанн. На царствование пришел Петр I.
   В связи с собы­тиями Северной войны изменился и мотив трактовки: одна из аллегорических фигур врага, лев, стала отождествляться со Швецией.
   В издании Киево-Печерского патерика 1702 г. за фронтисписом – гравюра "На взятие Азова" следуют вирши:
   "…Видя, яко над змием победу преславну
   Даде Бог, молят, да даст так и над львом равну."
   В "Предисловии до его царского пресветлаго величества" архимандрита Киево-Печерской лавры Иоасафа Кроковского "в трактовке фронтисписа приводится прямая связь с первыми победами русского оружия над шведами".

   В 1905 г. в Курский историко-археологический кустарный музей (ныне Курский областной краеведческий музей) из Румянцевского музея от реставратора Д.Н. Арцыбашева, поступила и поныне хранится (2015), Икона Богоматери "Знамение" Азовская.
   Эта икона, датируемая первой четвертью XVIII в., является самым "говорящим" экспонатом о конкретных событиях русской истории, что в иконописи чрезвычайно редко.
   Празднование Иконы Богоматери "Знамение" Азовской приходится на 10 сентября (28 августа по старому стилю).

   Ист:
   В.И. Склярук. Сюжет Божия Матерь Азовская "Открытый музей" 2015/№1(6) Курский альманах истории и культуры.
   Б. Н. Кузык. Святая Русь: под Покровом Пресвятой Богородицы. М.: Институт экономических стратегий, 2009.

На главную страницу